Сцена из "Тангейзера" в постановке Кулябина. Кадр nsktv.ru
Скандал вокруг постановки "Тангейзера" в Новосибирском театре оперы и балета дошел до суда. Режиссера Тимофея Кулябина и директора театра Бориса Мездрича обвиняют в оскорблении чувств христиан и осквернении предметов культа.
Причиной конфликта стало использование образа Христа в "неприличном контексте". Провокационный фильм о Христе, по сюжету спектакля, снимает главный герой режиссер Тангейзер, который подвергается нападкам за богохульство.
По доносу митрополита Новосибирского и Бердского Тихона было возбуждено административное дело по статье 5.26 КоАП (умышленное оскорбление предметов религиозного почитания). Максимальная санкция по этой статье для должностных лиц - штраф в 200 тыс. руб.
Суды над Кулябиным и Мездричем начались 5 марта и продолжатся 10 марта.
Скандал в цитатах.
Что интересно, у Вагнера в финале Папа Римский не прощает Тангейзера, а Бог прощает. Опера во многом антиклерикальна. И понтифик словно не разобрался, что хорошо, что плохо, а Бог разобрался. А у меня все еще трагичнее. В моей версии героя вообще никто не прощает. И заканчивается все тем, что он сходит с ума, погружается в небытие, проклят и забыт всеми. Вагнер его простить успевает, а я не прощаю и еще больше наказываю.
...Я же переводил действие в сегодняшнее время. Мне кажется, сегодня не простят. Но это моя выдумка, моя интерпретация.
...Во второй части второго акта спектакля... представлен по сюжету рекламный постер к фильму Тангейзера "Грот Венеры"... На данном постере крупным планом изображена обнаженная женщина, ноги которой разведены. По центру между ног изображен мужчина, который ассоциируется с образом Иисуса Христа, распятого на кресте...
Во время действия... персонажи... исполняют музыкальный фрагмент... "Развратник! Отойдите от него! Слышите! В Венерином гроте был он!" ...принимая во внимание обязанности, возложенные... на режиссера, Кулябин Т. А.... осознавая скандальность своей интерпретации сюжета оперы, умышленно публично осквернил предмет религиозного почитания в христианстве - Евангельский образ Иисуса Христа, чем совершил административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 5.26 КоАП.
...Прописано (в законе. - Ред.) оскорбление чувств верующих. Есть верующие, есть чувства. Если у тебя нет этих чувств, ты не верующий – спроси у верующих, спроси у митрополита, не оскорбит ли этот сценарий чувства? Нет? Тогда с Богом.
...Наверное, мы попали в какую-то болевую точку общественную с этой историей, и поэтому она вызывает такой большой интерес у всего общества. Сегодня не просто заседание мирового суда, а вопрос другого калибра. Это вопрос не новосибирского театра, а вопрос всей дальнейшей жизни в России. Или будет здесь создан прецедент, или его не будет. Мы здесь - только предмет, не более. И все это понимают.
...Церковь как никто другой заинтересована в том, чтобы по статьям, защищающим чувства верующих, не было уголовных дел. Мы призваны находить общий язык с творческими людьми, с журналистами в мире и взаимопонимании...
Церковь порой обвиняют в том, что она борется с искусством. Церковь не борется с искусством, а пытается защитить его. Сегодня мы находимся в ситуации, когда нужно защищать классиков, в том числе и Вагнера. Методы этой защиты могут быть разные. Я лично - сторонник широкого обсуждения и дискуссий профессионалов на разных площадках.
Я сторонник, что лучше одного человека привлечь к уголовной ответственности, чем дать другим возможность публиковать подобного рода материалы и порождать желание у других мстить, совершать теракты, в результате которых могут погибнуть совершенно невинные люди, включая вас и меня.
Первые 45 минут на фоне раздетые актрисы, изображающие нимф, недвусмысленные телодвижения и позы. "Во всех испугах" показывается, что называется – первый сорт. Среди этих полураздетых нимф находится Иисус Христос. Волосы, хитон и перепоясывание – все говорит о том, что это однозначно образ Христа... Постер, использованный в "Тангейзере", это наложение сакрального на неприличное и это сознательный прием, нарушение духовно-нравственных законов общества.
Все споры о театральных спектаклях должны вестись исключительно в свободной атмосфере общественной дискуссии, а не в судах. Иначе будущее нашей культуры незавидно.
https://www.teatrall.ru/post/1659-evgenij-mironov-vstupilsya-za-rezhissera-timofeya-kulyabina/
Церковь имеет достаточный авторитет, чтобы не прибегать к помощи прокуратуры или других судебных органов. Свое отношение церковь высказала, и это мнение может услышать паства.
Очень не хочется возвращаться во времена, в которые свирепствовала цензура. Но, чтобы это не произошло, должны быть приложены все наши усилия - и усилия самих художников, и всего нашего общества.
Мне кажется, что в данной ситуации нужно остановиться, не звать милиционера, а поговорить. Хочется услышать объяснения самого режиссера. Ему, конечно, неудобна и непривычна такая роль. Ведь если художник вынужден объясняться не на языке своего ремесла, значит, что-то пошло не так.
Возмущенно науськивающие медиа говорят: там, мол во всю сцену декорация - распятый Христос между ног обнаженной женщины. Но это именно декорация. Если на сцене театра висит флаг со свастикой - значит ли это пропаганду нацизма? Запретим "17 мгновений весны"?
Конкретно эта декорация - это всего лишь цитата: так выглядела реклама известного и весьма дельного фильма "Народ против Ларри Флинта". Фильм о мерзости и всесилии порноиндустрии.
Призываю всех объединиться, забыть мелкие распри и поддержать наших коллег.
https://www.facebook.com/kirill.serebrennikov/posts/10153590282514338
https://www.facebook.com/Batagov/posts/10205335805387553
Из открытого письма в поддержку Тимофея Кулябина
Надо понимать, что искусство, даже с религиозным содержанием, - явление светское. У нас светское государство. Нельзя судить искусство по законам той или иной конфессии. Если следовать "букве", то в православии допускается только богослужебное пение... Получается, что ВСЯ деятельность ВСЕХ музыкантов есть унижение чувств верующих... Если государство - любое - пойдет по пути поддержки подобных догм, оно неминуемо станет радикально-фундаменталистским. Не хотелось бы думать, что такое возможно в России.
Сказанное относится и к позиции защиты в этом процессе (боюсь, что таких будет еще много): не надо входить в обсуждение деталей; надо атаковать само право "оскорбленных" оскорбляться - при помощи старой доброй аристотелевой логики: если ты оскорбляешься, значит, ты не верующий (ссылка на соответствующие эпизоды из Писания с прямыми указаниями Иисуса Христа и примерами его поведения), а раз ты не верующий - ты не можешь оскорбляться. Строгая дизъюнкция.
https://www.facebook.com/alexander.manotskov/posts/1023364217677985
https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=942409022436506&id=100000022518126
Никакой пощады чувствам тех, кто пытается их оградить, навязывая силой свои религиозные запреты людям, их чувств не разделяющим. И я полностью поддерживаю призыв Михаила Ходорковского продемонстрировать неподчинение распоясавшимся религиозным мракобесам, публикуя карикатуры из Charlie Hebdo.
Мы, похоже, живем нынче в стране тончайших, легко ранимых чувств, томных вздохов, взволнованных шепотов, робких дыханий, ну и, само собой, трелей соловья - куда ж без трелей. Старый добрый сентиментализм стал как-то незаметно морально-эстетическим мейнстримом наших в общем-то суровых и практичных будней.
Защита религии от нападок инаковерующих или атеистов не имеет ничего общего с защитой прав человека. Религия не человек. Международные конвенции защищают от притеснений и агрессии носителя религиозных убеждений, но не религию как таковую. Религия – вполне допустимый предмет для критики, насмешек и анекдотов. "Имейте чувство юмора" - хочется порой сказать иным защитникам исламских святынь.