90 лет назад, 6 марта 1926 года, родился польский кинорежиссер Анджей Вайда, один из наиболее выдающихся кинематографистов современности. В 1997 году он был избран во Французскую академию на место скончавшегося Федерико Феллини.
Вайда, чей отец был расстрелян в Катыни, никогда не скрывал своей нелюбви к коммунистам. Однако, комментируя собственный фильм "Катынь", он подчеркнул: "Нужно отделять систему, режим от народа, отделять Сталина от наших друзей-москалей. Помните, были такие стихи Мицкевича "Приятелям москалям и русским друзьям"? Уже тогда была проблема, как написать стихотворение к друзьям. Вот и мы хотели, чтобы этот фильм тоже был обращен к друзьям, с открытостью и надеждой на взаимное понимание. Этот фильм выступает только против одного - против советской системы, которую воплощал Сталин. Почему мы должны обо всех советских людях, которые воевали, думать плохо?"
Ступив на землю варшавского гетто, Вилли Брандт не стал говорить, что нынешняя Германия совсем не похожа на гитлеровскую, а опустился на колени в знак покаяния. Глава правительства России, чья молодость связана со службой в том самом ведомстве, которое расстреливало поляков в Катыни, ведет себя иначе.
Как один из первых зрителей, утверждаю, что "Катынь" просто необходимо запустить в России в широкий прокат и показать по федеральным телеканалам. И дело не только в том, что это кинематографический шедевр. Еще важнее, что он способен вызвать искреннее, очищающее покаяние в российском обществе.