Правозащитники покинут Общественную наблюдательную комиссию Москвы, если в ее новом составе половину мест займут представители силовых структур. Об этом Граням.Ру заявил действующий председатель комиссии Валерий Борщев. По его словам, в этом случае работа ОНК по общественному контролю в СИЗО и ОВД будет парализована.
На этой неделе кандидатуры новых членов ОНК должна утвердить рабочая группа при Общественной палате. Борщев и его коллеги представили список из 30 человек с рекомендациями уполномоченного по правам человека Владимира Лукина. Столь же обширный список кандидатов представил заместитель Борщева по ОНК, представитель "Офицеров России" Антон Цветков. Он предложил ввести в состав комиссии по 20 человек из каждого списка.
Как отметил Борщев в беседе с "Гранями", ставленники силовых структур намерены изменить регламент ОНК, который сейчас позволяет правозащитникам посещать места принудительного содержания, писать отчеты и письма в инстанции без согласования с председателем комиссии. Известно, что Цветков критиковал правозащитников за помощь "узникам 6 мая" и другим политзаключенным.
Правозащитница Анна Каретникова, постоянно посещающая заключенных в московских СИЗО, заявила "Граням", что в случае изменения регламента намерена игнорировать новые правила и продолжать работу. Впрочем, Каретникова сомневается в том, что ее переизберут в ОНК.
ОНК Москвы существует с 2008 года, Цветков и шестеро его соратников вошли в состав комиссии в 2011 году. "Цветков не посещал заседания, но какую-то работу вел, с кем-то вдвоем ходил по СИЗО, остальные пятеро из его команды не работали совсем", - рассказал Борщев.
В свою очередь, координатор проекта Gulagu.Net Владимир Осечкин, пользующийся поддержкой "Единой России", предложил сформировать при ОНК наблюдательный совет "из числа журналистов и известных блогеров", а также запустить "мощный сайт" для публикации отчетов правозащитников.
...У нас есть опасения, что Общественная палата допустит это (доминирование силовиков в ОНК. - Ред.) - и тогда можно будет смело считать, что общественный контроль, в Москве по крайней мере, закончился. И люди не смогут получать оперативную помощь (в СИЗО и ОВД. - Ред.). Именно в этом очень заинтересовано МВД. Они не могут простить нам расследования по гибели Магнитского – тогда ведь потихоньку многие из тех, кто был замешан в его смерти, потеряли посты.
Что касается роли Владимира Осечкина в этой истории, то он работает в паре с Цветковым, помогает ему. Сам он пока не может быть членом ОНК, поскольку у него еще судимость не снята, это произойдет только в 2014 году. Но он хочет расчистить поле пока для своих людей, пытается обеспечить себе влияние на комиссию, в частности, предложил оплачивать секретаря для ОНК. Это деньги "Единой России", он же под ее эгидой работает. Так что фигура эта очень сомнительная.
Грани.Ру, 29.10.2013
Но я смогу работать и в этом случае – я уже Валерию Васильевичу Борщеву сказала, что считаю возможным в таком случае регламент игнорировать. Они же, Цветков и его команда, игнорировали регламент последние три года – никуда не ходили и ни о чем не отчитывались. Может, сам Цветков куда-то 3-4 раза и сходил, но только нам об этом ничего неизвестно.
Эти три года он и его люди мешали мне только тем, что ничего не делали, и мне приходилось работать одной за троих. Ну, говорил Цветков глупости и гадости, но это меня как ОНКшника не раздражало.
Но это все вопросы будущего – и регламент, и все прочее. Будем решать, когда соберемся новым составом.
Грани.Ру, 29.10.2013