90 лет назад, 23 февраля 1929 года, родился Алексий II (Алексей Михайлович Ридигер), патриарх Московский и всея Руси с 1990 года. Он стал пятнадцатым патриархом со времени введения патриаршества на Руси.
В 1989 году, будучи митрополитом Ленинградским и Новгородским, Алексий был избран народным депутатом СССР от общественной организаций "Фонд здоровья и милосердия".
На Съезде народных депутатов Алексий голосовал за включение в повестку дня вопроса о 6-й статье Конституции СССР, предусматривавшей руководящую роль КПСС в обществе, за расширение прав автономий, за изъятие слова "советский" из словосочетания "советский конституционный строй".
По словам эстонского политика Эдгара Сависаара, бывшего депутатом Съезда, Алексий сотрудничал с ним в деле обнародования секретных протоколов к пакту Молотова-Риббентропа и сочувствовал борьбе за восстановление независимости Эстонии.
Получается, патриарх бесстрашно раскрывает нам глаза, не боясь находящегося рядом искусителя, но мы пока слепы. Он сурово и просто, разве что пальцем не указывая, обличает шайтана, но мы пока глухи. Мы тупо рассматриваем на экране телевизора, компьютера, смартфона этих двоих, главного православного начальника и генерального директора, и содрогаемся, но не постигаем, отчего.
Сретенский монастырь на Лубянке, который при наместничестве Тихона (Шевкунова) специализировался на "духовном окормлении" высшего командного состава ФСБ, считается местом зарождения особой мифологии о чекистах как новом рыцарском сословии, призванном в союзе с духовенством "спасти Россию". Увлекшись борьбой с украинской автокефалией, утечку о сотрудничестве высшей иерархии с КГБ допустил в своей телепрограмме "Бесогон" ударник пропагандистского фронта Никита Михалков.
Неизбежное охлаждение между президентом и патриархом умерит на какое-то время амбиции РПЦ. Зато значительно подрос и так немаленький рейтинг "царского духовника" митрополита Тихона (Шевкунова), который, между прочим, предлагал год назад более гибкий и пристойный вариант выхода из украинского церковного кризиса. Если говорить упрощенно, Шевкунов разрабатывал сценарий участия Москвы в предоставлении автокефалии Украинской церкви.
С момента разбойничьего захвата Крыма смыслом существования для Кремля стала постоянная демонстрация способности наплевать на все собственные обязательства, нормы международного права, на международные организации и международное общественное мнение. Поэтому никакого ангельского терпения германского канцлера не хватит на то, чтобы лаской и таской убедить Путина прекратить международный разбой. К этому Путина можно только принудить силой.
В орбиту нового "центра православного мира" можно будет втащить лишь тех, кому в буквальном смысле слова некуда будет деться от любви Кирилла - вроде Антиохийского патриарха, к горлу которого Башар Асад в любой момент может приставить нож, а Владимир Путин - поднести стакан с полонием. Да, поддержка Московской церкви в ее неизбежном конфликте с мировым православием может быть обеспечена только очень большим страхом и очень большими деньгами.