Политзеки | Свобода слова | Акции протеста | Украина

Максим Борисов, 18.03.2009
Одна из удивительных окаменелостей. Фото: Dirk Fuchs с сайта www.examiner.com
справка Справка

Осьминоги

- самые известные представители головоногих. Максимальная длина - 1,3 м. Вес - до 20 кг. Продолжительность жизни редко превышает 4 года, в среднем 1-2 года. Ротовое отверстие расположено в месте, где сходятся щупальца, анальное - открывается под мантию. Мантия напоминает морщинистый кожаный мешок. Рот осьминога снабжен двумя мощными челюстями, похожими на клюв попугая. В глотке имеется терка, которая помогает перетирать пищу. Голова несет восемь длинных щупалец - "рук". "Руки" соединены между собой тонкой перепонкой и снабжены присосками. На всех восьми щупальцах взрослого осьминога их около двух тысяч, каждая обладает держащей силой около 100 г. На каждой "руке" расположено до 10 тысяч вкусовых рецепторов, определяющих съедобность или несъедобность предмета.

У осьминога три сердца: одно (главное) гонит голубую кровь по всему телу, а два других - жаберных - проталкивают кровь через жабры. Головной мозг высокоразвитый (один из самых развитых среди беспозвоночных), имеет зачаточную кору. Глаза большие, с хрусталиком, похожим на человеческий. Зрачок прямоугольный (единственное существо со зрачком такой формы). Осьминоги способны воспринимать звук, в том числе инфразвук. Дышит осьминог жабрами, однако без ущерба здоровью может непродолжительное время быть вне воды.

Обыкновенный осьминог обладает способностью изменять окраску, приспосабливаясь к окружающей среде. Это объясняется наличием в его коже клеток с различными пигментами, способных под влиянием импульсов из центральной нервной системы растягиваться или сжиматься в зависимости от восприятия органов чувств. Обычный окрас - коричневый. Если осьминог напуган - он белеет, если разгневан - краснеет.

Википедия

Уникальные окаменелости головоногих мелового периода, живших 95 миллионов лет назад на территории современного Ливана, дают в руки исследователей возможность отследить истоки "родового древа" современных осьминогов.

То, что осьминоги (Octopoda), в отличие от позвоночных, не имеют развитого скелета, позволяет им легко проникать почти в любую дыру. Эта замечательная особенность обернулась для биологов настоящей головной болью. Им неясно, когда именно осьминоги получили такое удивительное тело, поскольку останков ископаемых осьминогов до последнего времени попросту не находили. Ведь тело осьминога, состоящее почти целиком из мышц и кожи, после смерти животного быстро разлагается и обращается в бесформенную илистую каплю (если его, конечно, не успевает до того времени съесть какой-нибудь падальщик). Уже спустя несколько дней от тела осьминога ничего не остается. Ну а о том, чтобы такие останки сохранялись столь длительное время, чтобы в дело вступили процессы минерализации, не приходится даже и мечтать.

Ни один из двух-трех сотен ныне известных видов осьминогов никогда не обнаруживался в виде окаменелостей. Можно даже сказать, что найти ископаемого осьминога - это все равно, что обнаружить ископаемый чих. Есть, правда, небольшое количество ископаемых, хоть что-то говорящих о происхождении осьминогов, но в лучшем случае речь раньше шла об особях с меньшим числом конечностей (а осьминоги, как это и следует из названия, обладают восемью щупальцами, снабженными мощными присосками). Встречается информация лишь об одном ископаемом осьминоге - Palaeoclopus newbaldi, обнаруженном в меловых отложениях Сирии. У него были небольшие плавники (которых обыкновенные современные осьминоги лишены, но которыми обладают, например, каракатицы) и одинарный (а не двойной) ряд присосок на каждой "руке".

И вот теперь европейские палеонтологи все-таки сумели отыскать настоящее чудо. Обнаружено сразу три новых видов ископаемых осьминогов (все три - среди ливанских известняков позднего мела). В пяти хорошо сохранившихся 95-миллионолетних образцах, о которых говорится в последнем выпуске журнала Palaeontology ("Палеонтология"), различимы как восемь осьминожьих конечностей, так и следы их мышц и ряды присосок, - то есть налицо все характерные признаки осьминожьего племени. В некоторых образцах умудрились даже отыскать внутренние жабры и следы "чернил" (у головоногих имеется такой характерный орган - чернильный мешок, из которого в случае опасности выпускается облако черной жидкости, позволяющее животному ускользнуть от врага).

Все эти чрезвычайно хорошо сохранившиеся окаменелости признаны подлинной сенсацией. "Этим окаменелостям 95 миллионов лет, но они практически неотличимы от современных живых организмов", - говорит ведущий автор публикации в Palaeontology Дирк Фукс (Dirk Fuchs) из Берлинского свободного университета (Freie Universität Berlin).

По-видимому, отныне эволюция осьминогов должна быть серьезно пересмотрена: ведь вполне современные формы головоногих, оказывается, появились на десятки миллионов лет раньше, чем считалось до сих пор.

На иллюстрации:
Одна из удивительных окаменелостей. Фото: Dirk Fuchs с сайта www.examiner.com

Fuchs et al. New Octopods (Cephalopoda: Coleoidea) from the Late Cretaceous (Upper Cenomanian) of Hakel and Hadjoula, Lebanon. Palaeontology, 2009
Cretaceous Octopus With Ink And Suckers - The World's Least Likely Fossils?
Against the odds ancient octopus fossils discovered