На основном сайте Граней: https://graniru.org/Society/Science/m.17308.html

статья Ожили "марсианские" бактерии, замороженные во времена Гомера

<a href=mailto:borisov@grani.ru class=anons12>Максим Борисов</a>, 18.12.2002
цитата Дословно

Джон Прайску (John Priscu)

(об оживших бактериях из озера Вида в Антарктиде)
Ледяные покрытия этих озер позволяют создать оазис для жизни во враждебной окружающей среде, хотя первоначально считалось, что место это очень неприветливое. Эти формы жизни могут обладать новыми активными веществами вроде антифризов и замедлителей кристаллизации, которые позволяют организмам переживать циклы замораживания-размораживания и возвращаться к жизни при появлении талой воды.
Молекулы ДНК хорошо сохраняются при низких температурах. Подобные озера - отличные "ледяные музеи" для изучения древних ДНК. Исследование таких ДНК позволит восстановить эволюционную и функциональную историю микроорганизмов.

Микробы из сверхсоленого замерзшего озера в Антарктиде вернулись к жизни после того, как были растоплены ледяные глыбы, в которые они были вморожены. Бактерии и морские водоросли содержались в образцах, добытых с помощью бурения с 12-метровой глубины ледяного озера Вида, расположенного в районе американской станции Мак-Мердо в так называемых Сухих Долинах поблизости от шельфового ледника Росса. Это примерно в 3 200 км к югу от Новой Зеландии. Там зафиксирован чрезвычайно низкий уровень осадков - меньше 10 см снега за весь год.

Первоначально считалось, что это озеро (длиной больше 5 км и площадью 6,8 км2) замерзло полностью, но с помощью радара удалось выяснить, что под 19-метровой толщей льда находится карман с талой водой. Правда, вода в семь раз солоней морской (примерно такая же концентрация солей в знаменитом Мертвом море), именно это и не дает ей замерзнуть (температура этого рассола - минус 10 градусов по Цельсию). Эта небольшая полость в глубинах льда, разумеется, не получает никакого солнечного света и изолирована от атмосферы.

Очень соленая вода является враждебной почти ко всем формам жизни. Только несколько видов одноклеточных организмов обитают в средах, подобных Мертвому морю или Большому Соленому озеру в штате Юта. Озеро Вида является, таким образом, одним из самых странных и неприветливых мест на Земле. К тому же в нем чрезвычайно холодно. Низкие температуры деструктивно влияют на молекулы белка, разрушая их и приводя к потере основных функций, поэтому микроорганизмы в подобных условиях нуждаются в специальных механизмах антифриза, чтобы выжить.

Полярники ранней антарктической весной (октябрь 1996 года), когда две недели стояла температура ниже минус 35 градусов по Цельсию, пробурили лед, не дойдя 3 метров до воды, чтобы избежать загрязнения обнаруженной полости микроорганизмами с поверхности. Были извлечены два ледяных ядра диаметром 10 см. Добытые ледяные ядра содержали отдельные группы микроорганизмов, которые ожили, когда оттаяли. Из этого следует, что микробы могли бы ожить и самостоятельно, если бы уровень подледного озера вдруг повысился в результате оттепели. Радиоуглеродный анализ образцов показал, что микробам около 2 800 лет. Значит, этот небольшой карман морской воды был скрыт по крайней мере со времен Гомера.

Исследователей, обнаруживших необычную экосистему, возглавляет профессор Питер Доран (Peter Doran) из Университета штата Иллинойс в Чикаго. Результатами бурения чрезвычайно заинтересовались в НАСА, поскольку озеро Вида может служить прообразом условий, существующих на других планетах, в частности, в марсианских ледниках или в океанах спутников Юпитера под толстым слоем льда.

Чтобы исключить загрязнение уникальной среды, группа планирует в дальнейшем брать образцы сверхсоленой воды, используя специальный герметичный тамбур.

Чрезвычайная соленость отличает озеро Вида от озера Восток - крупнейшего пресноводного озера в восточной Антарктиде, покрытого толщей льда почти в четыре километра толщиной. НАСА намечает посылку особого подводного робота для исследования озера Восток на предмет наличия в нем жизни. Замороженные бактерии были найдены близко к основанию его толщи.

NSF Press Release