На основном сайте Граней: https://graniru.org/Society/Science/m.30974.html

статья Физики открыли "мятежную" субатомную частицу

<a href=mailto:borisov@grani.ru class=anons12>Максим Борисов</a>, 01.05.2003
Детектор BaBar. Фото с сайта www.sciencedaily.com/releases/2004/08/040803094110.htm и
цитата Дословно

Раймонд Орбак (Raymond L. Orbach)

(об открытии новой субатомной частицы Ds (2317))

Эксперимент BaBar способствует появлению важного нового знания, расширяющего наше понимание фундаментальной структуры вещества. Это внушительное достижение отражает успех сильной команды профессионалов в SLAC, занимающихся физикой ускорителей, специалистов по компьютерам, инженеров, администраторов и многих других, чьи усилия были важны для получения такого результата.

Stanford Report

Физик Антимо Палано (Antimo Palano), рассказывая 28 апреля в аудитории Центра линейного ускорителя в Стэнфорде (Stanford Linear Accelerator Center - SLAC, США) об эксперименте BaBar, предъявил доказательства идентификации новой субатомной частицы, обозначенной Ds (2317). Предварительное изучение данных эксперимента показало, что эта частица представляет из себя необычный "сплав" "очарованного" ("charm") кварка и "странного" ("strange") антикварка, соответственно, является мезоном.

Существование подобной частицы, впрочем, не стало для физиков неожиданностью, но ее масса оказалась существенно ниже, чем можно было бы ожидать. Отличными от предсказанных теорией оказались и некоторые другие параметры. Этот результат заставит теоретиков серьезно пересмотреть свои построения. В качестве альтернативы рассматривается и такая возможность: частица могла бы быть нового типа, до сих пор в экспериментах со всей определенностью не наблюдавшегося, - ассоциацией четырех кварков.

В настоящее время говорят о существовании шести типов (сортов или же "ароматов") кварков, каждый их которых имеет соответствующий антикварк. "Верхний" и "нижний" кварки ("up", "down" quarks) - самые легкие, они входят в состав ядер атомов обычного вещества. Более тяжелые кварки рождались в ранней Вселенной, они создаются сегодня в экспериментах на ускорителях частиц и в столкновениях космических лучей с атомами в земной атмосфере. Стэнфордский ускоритель имеет давнюю традицию открытия "очарованных" кварков, начиная с награжденного Нобелевской премией открытия первых таких частиц, системы "очарованный-антиочарованный", в 1974 году. Новая частица Ds (2317) объединяет "очарованный" кварк с другим тяжелым кварком - "антистранным" - и имеет неожиданные свойства, которые позволят лучше понять природу силы, которая связывают кварки вместе. Эта сила, в отличие от большинства других, известных в природе, растет неограниченно при увеличении расстояния между парой взаимодействующих кварков*.

"Это очень важное достижение для BaBar, - говорит руководитель проекта Марчело Джорджи (Marcello Giorgi) из итальянского Национального института ядерной физики (Istituto Nazionale di Fisica Nucleare - INFN) и Пизанского университета. - Мы обнаружили новую "очарованную" частицу в эксперименте, предназначенном, чтобы выявить различия между веществом и антивеществом с помощью базовых кварков. Иногда самые захватывающие открытия ждут нас в самых неожиданных местах. Правда, пришлось изрядно поволноваться в последние несколько недель, прежде чем мы выполнили все возможные проверки, чтобы удостовериться в реальности этой новой интригующей частицы. Тщательно изучая экспериментальные данные, собранные с 1999 года, мы оказались способны точно определить ее массу - 2317 МэВ". (Использовались данные от электрон-позитронных столкновений в электрон-позитронном коллайдере PEP-II. Наблюдался узкий пик в распределении около 2,32 ГэВ.)

В эксперименте BaBar задействовано более 500 ученых и инженеров из 75 учреждений в Канаде, Китае, Франции, Германии, Италии, Нидерландах, Норвегии, России, Великобритании и Соединенных Штатах.

Experiment identifies new subatomic particle, adding to understanding of matter - Stanford Report
BaBar detects new particle - PhysicsWeb
Physicists find 'rebel' particle - BBC News

Ссылки:
Кварки - новая глава саги о микромире - "Техника - молодежи"
Нейтрино открывает свои тайны - "Знание - сила"

_____________________________________

* - Оставшаяся пара "ароматов" кварков ответственна за "красоту" (beauty) и "истинность" (truth), причем t-кварк тяжелее всех предыдущих.

<a href=mailto:borisov@grani.ru class=anons12>Максим Борисов</a>, 01.05.2003