На основном сайте Граней: https://graniru.org/Society/Science/m.59686.html

статья Английские астрофизики уверяют, что WMAP намерял "туфту"

<a href=mailto:borisov@grani.ru class=anons12>Максим Борисов</a>, 10.02.2004
статья Статья

Самые выдающиеся открытия 2003 года: темная энергия, пентакварки, бозе-конденсаты, квантовые компьютеры и др.

Многие западные издания выстраивают своеобразные хит-парады научных достижений уходящего 2003 года. Мы публикуем один из таких списков, составленный редакцией издания PhysicsWeb.

30.12.2003
цитата Дословно

Арнольд Вольфендэйл (Arnold Wolfendale)

Интерпретация "эха" микроволнового фона может быть более запутанной, чем думали раньше.

Spaceflight Now

Измерения WMAP. Иллюстрация с сайта Spaceflight Now Многие астрономы теперь убеждены в том, что Вселенная в основном заполнена "темным веществом" и таинственной "темной энергией". Едва ли не самым весомым аргументом в пользу этой теории считаются недавние исследования космического микроволнового фона, проведенные с помощью спутника WMAP. Однако теперь группа астрофизиков из Великобритании утверждает, что картина распределения этого реликтового излучения - своеобразного микроволнового "эха" Большого взрыва - фактически была искажена или даже "разрушена" в процессе движения реликтовых фотонов сквозь скопления галактик. В результате можно очень сильно усомниться как в существовании темной энергии, так и темного вещества.

Космический микроволновый фон позволяет получить картину Вселенной, какой она была спустя приблизительно 400 тысячи лет после Большого взрыва. К этому времени Вселенная остыла достаточно для того, чтобы смогли сформироваться (рекомбинировать) атомы (из электронов и ионов, то есть ядер, в основном это были просто протоны), в результате чего свободные электроны больше не рассеивали фотоны, произведенные в ранней Вселенной, пространство внезапно стало "прозрачным". Вследствие этих давних процессов любые вариации или анизотропия температуры фонового излучения отражают вариации в плотности Вселенной именно тех времен - то есть несут своеобразный "слепок" ранней Вселенной. Современные галактики и их скопления образовались именно в результате роста незначительных по амплитуде неоднородностей в плотности вещества, существовавших до рекомбинации водорода во Вселенной. Эти температурные колебания могут быть разложены на сумму гармоник, и каждая такая гармоника может рассматриваться как функция угла на небесной сфере. Величины и позиции пиков в этом "энергетическом спектре" связаны с основными космологическими параметрами нашего мира.

В результате обработки данных, накопленных в течение первого года работы спутника NASA по имени Wilkinson Microwave Anistropy Probe (Зонд для исследования микроволновой анизотропии имени Дэвида Вилкайнсона) и обнародованных в феврале 2003 года, получила поддержку самая популярная в настоящее время модель Вселенной, согласно которой наш космос состоит из 5 % обычного вещества, 25 % необнаруженного (а может быть и необнаружимого) темного вещества и 70 % темной энергии, природа которой пока неизвестна.

Теперь же профессор Том Шанкс (Tom Shanks) и его коллеги из Университета графства Дарем (Durham University) произвели новый анализ данных WMAP, сопоставив их с местами концентрации на небесной сфере скоплений галактик. Выяснилось, что местоположения этих скоплений в общем случае совпадали с "пятнами" локального понижения температуры микроволнового фона.

Английские ученые считают это свидетельством того, что разогретый газ (собственно, горячие электроны) в скоплениях галактик рассеивает космическое микроволновое фоновое излучение и искажает фоновый спектр. Этот эффект называется эффектом Зельдовича-Сюняева (по именам известных советских физиков Якова Зельдовича (1914–1987) и Рашида Сюняева, предсказавших его в начале 1970-х годов, вскоре после открытия реликтового излучения), и он вполне способен уменьшать температуру микроволнового фона (его используют сейчас, в частности, для измерения скоростей галактических скоплений). Собственно, физики, непосредственно занятые в эксперименте WMAP, сами уже сообщали о наблюдении этого эффекта вблизи центров галактических скоплений, однако до сих пор считалось, что эффект Зельдовича-Сюняева работает только в случае меньших углов.

Группа WMAP уже заявляла, что их измерения микроволнового эха Большого взрыва, возможно, были скомпрометированы процессом формирования галактик на некой промежуточной стадии в истории Вселенной. Появились свидетельства того, что газ, разогретый рождавшимися первыми звездами, галактиками и квазарами, возможно, разрушил микроволновый фон, когда размеры Вселенной были в 10 или в 20 раз меньше, чем сегодня. Таким образом, и результаты WMAP, и вычисления ученых из Университета Дарема сходятся в том, что микроволновое эхо Большого взрыва, возможно, должно было преодолеть больше препятствий на своем пути к Земле, чем раньше думали, в результате чего происходило последовательное искажение изначального сигнала.

Теперь Шанкс и его сотрудники полагают, что это искажение может оказывать существенный эффект в масштабах, эквивалентных 1 градусу на небе - то есть масштабы его воздействия серьезно превышают те, о которых шла речь ранее. Этот эффект мог бы даже быть ответственен за первый и самый большой пик в энергетическом спектре. "Так как первый пик - это тот, что служит подтверждением теории холодного темного вещества во Вселенной, то любая потенциальная проблема при его интерпретации в конечном счете может серьезно ослабить позиции сторонников теории темного вещества и темной энергии во Вселенной", - уверен Шанкс.

Его группа теперь планирует искать следы этого эффекта в более отдаленных скоплениях галактик, используя следующие порции данных от WMAP и от Planck Surveyor - аппарата, запуск которого запланирован в этом десятилетии.

Physicists attack cosmological model - PhysicsWeb