Политзеки | Свобода слова | Акции протеста | Беларусь
На основном сайте Граней: https://graniru.org/Society/Science/m.65836.html

новость Получен первый алмаз-сверхпроводник

01.04.2004
Алмаз. Фото с сайта www.apress.ru

В журнале Nature появилось сообщение, которое выглядит почти как первоапрельская шутка. Физики из России и США утверждают, что им удалось создать новый сверхпроводник – ни больше, ни меньше, как на основе алмаза!

Как правило, кристаллы этого драгоценного минерала обладают чрезвычайно высоким электрическим сопротивлением и поэтому считаются изоляторами, хотя подчас бывают и полупроводниками. Тем не менее алмаз можно-таки заставить проводить электричество, добавив в него атомы бора или некоторых других элементов.

И вот теперь исследователи из московского Физического института имени Лебедева, Института физики высоких давлений имени Верещагина в Троицке и Лос-Аламосской национальной лаборатории пошли гораздо дальше. Они нагрели смесь графита с карбидом бора до двух с половиной тысяч градусов и сжали ее под давлением 100 тысяч атмосфер. Таким образом Владимир Сидоров и его коллеги получили легированный бором алмаз, который при температуре ниже четырех градусов Кельвина становится сверхпроводником, точнее - сверхпроводником второго рода. Такие сверхпроводники отличаются своими магнитными характеристиками, которые у них намного сложнее, нежели у свинца, олова, ртути и прочих чистых сверхпроводящих металлов.

Сверхпроводящий алмаз сохраняет нулевое сопротивление даже в сильных магнитных полях, напряженность которых в сто тысяч раз превышает напряженность магнитного поля Земли.

01.04.2004