Северо-Кавказский окружной военный суд приговорил полковника Юрия Буданова к 10 годам лишения свободы в колонии строгого режима. Бывший командир 160-го танкового полка был признан виновным в похищении, убийстве и превышении должностных полномочий.
Гособвинитель Владимир Милованов попросил суд признать Буданова виновным и назначить ему наказание в виде лишения свободы сроком на 12 лет. В свою очередь, родители убитой девушки сочли срок, о котором просил суд гособвинитель, слишком маленьким и требовали приговорить Буданова к пожизненному заключению. Представитель потерпевших Абдулла Хамзаев просил назначить подсудимому наказание в виде лишения свободы сроком на 15 лет.
Ранее судьи не стали принимать во внимание просьбу адвокатов Буданова признать подсудимого невменяемым. Кроме того, Буданов был лишен воинского звания "полковник" и государственной награды "Орден мужества".
Гособвинение считает приговор "объективным и соответствующим тяжести совершенных Будановым преступлений", заявил гособвинитель Владимир Милованов. Он вышел к журналистам после процесса. Адвокат Буданова Алексей Дулимов сразу после оглашения приговора заявил журналистам, что намерен обжаловать решение суда. Вечером в пятницу адвокат родителей Эльзы Кунгаевой Абдулла Хамзаев заявил агентству РИА "Новости", что потерпевшая сторона также намерена обжаловать приговор. Адвокат считает наказание "чрезмерно мягким и не отвечающим тяжести содеянного".
Уже почти не верилось, что разбирательство по делу Буданова когда-нибудь завершится. Позиция гособвинения и результаты психиатрических экспертиз колебались вместе с генеральной линией. Следя за процессом, можно было многое узнать об отношении власти и общества к чеченской войне и о состоянии российского правосудия. На протяжении двух с лишним лет политика не давала правосудию свершиться. Что уж говорить о сотнях других Будановых - суды над военными, виновными в преступлениях против мирных жителей Чечни, не более чем фикция. Символично, что одновременно с будановским фактически завершилось другое знаковое дело - Генпрокуратура позорно провалила лондонские гастроли.
(Последнее слово на суде)
Я русский солдат и двадцать лет служил своему народу. Поэтому я не буду говорить последнего слова. Пусть его говорят те, кто считает, что оно действительно последнее. А я считаю, что еще не вечер. Единственное, что я хочу, это поблагодарить уважаемый суд за то терпение, которое он проявил по отношению ко мне в эти несколько месяцев. Понимаю, что это было непросто, но теперь прощения просить поздно.
GZT.Ru, 24.07.2003
(Обращаясь к отцу убитой девушки Висе Кунгаеву)
Ничего, ты будешь вторым после прокурора! Я вам обоим лично головы откручу!
GZT.Ru, 17.07.2003
Буданов одновременно и жертва чеченской войны, и человек, который увеличил число жертв этой войны. Этот судебный процесс еще раз продемонстрировал, как далека от совершенства вся судебная система в России. Этот судебный процесс еще раз показал шараханье из стороны в сторону президента и его команды на этом страшном чеченском направлении.
Я не могу сказать, насколько справедлив приговор, мне трудно судить об этом, но то, что человека, убившего молодую чеченскую девушку, приговорили к заключению, это прежде всего заслуга адвоката родителей Эльзы Кунгаевой.
Грани.Ру, 25.07.2003
Я убежден в виновности Буданова. Он виновен не только в убийстве, но и в изнасиловании. Убийство Эльзы Кунгаевой – факт установленный. Вопрос об изнасиловании был искусственно, я бы сказал, противозаконно устранен из обвинительного заключения. В деле должен был бы появиться еще один обвиняемый, а может, и не один. Вполне вероятно, что им должен был бы стать первый государственный обвинитель.
Дело Буданова – дело на сто процентов политическое. Просто Западу хотели показать, что и у нас наказывают военных преступников. Затем началась игра в обратную сторону. Многие генералы, главным образом Шаманов, защищали Буданова. Все бурлило вокруг идеи "свободу герою России". Все это было настолько смехотворно, что даже военная прокуратура заколебалась. Вот и пошли новые витки дела.
Совершенно очевидно, что борются две тенденции: отвести Буданова от наказания, воспользовавшись его мифическим нездоровьем, или примерно наказать, с тем чтобы замазать рот критикам на Западе. Каково бы ни было окончательное решение, дело Буданова является ярчайшим доказательством полной управляемости правосудия в нашей управляемой демократии.
Грани.Ру, 28.02.2003
(Из свидетельских показаний в Северо-Кавказском военном суде)
Мой брат - это человек с большой буквы. Таких еще надо поискать. Он всегда был добр и к родителям, и к своей семье, и ко мне. В детстве он защищал меня и моих подруг, все завидовали, что у меня есть такой брат. Юра был комсомольским активистом, старостой класса, веселым, общительным. Когда у него появлялось три рубля - три советских рубля! - он покупал на них всем девчонкам конфеты...
GZT.Ru, 17.06.2003
О каком похищении вообще идет речь?! Говорить об этом – бессовестно и необъективно. Как утверждают почти все эксперты, он был одержим идеей задержать снайпера и доставить его в часть, согласно которой и действовал. Других причин увозить девушку у него не было. Гособвинение не привело ни одного факта, свидетельствующего об обратном. Оно вообще не обосновало свой тезис о похищении: если Буданов не ехал задерживать пусть мнимого, но снайпера – зачем он появился в доме Кунгаевых? Обвинители обходят этот вопрос молчанием. В действиях Буданова нет также ни на йоту признака криминальности. И что уж совсем очевидно: часть третья статьи 286 говорит о похищении, связанном "с причинением смерти или иных тяжких последствий по неосторожности". То есть она вообще в нашем случае неприменима: о какой неосторожности может идти речь?
GZT.Ru, 24.07.2003
К сожалению, мы можем констатировать, что Буданов не единственный военный преступник, который должен быть осужден. Таких, как Буданов, в Чечне сотни, если не тысячи. И дело Буданова - скорее исключение, чем правило. Это произошло лишь потому, что нашелся порядочный генерал, генерал Герасимов, который арестовал полковника Буданова. В связи с тем, что это дело вызвало большой общественный резонанс, судьям удалось все-таки добиться наказания полковника Буданова. Хотя, на мой взгляд, это наказание недостаточно сурово, потому что за подобного рода действия нужно приговаривать как минимум к пожизненному заключению. И уж точно никакой приговор не утешит близких и родных Эльзы Кунгаевой и не вернет к жизни погибшую.
Грани.Ру, 25.07.2003
(О решении суда по делу полковника Буданова)
Я думаю, что решение суда справедливое. К чести и Главной военной прокуратуры, и судебной системы Российской Федерации. Это очень серьезное событие с точки зрения перспектив правовой системы РФ, роста российской демократии.
"Эхо Москвы", 25.07.2003
Что касается злоупотреблений психиатрией в интересах власти, наша страна снискала тут печальную славу — от признания в 1836 году сумасшедшим Петра Чаадаева за его "Философические письма" до принудительного заключения в психбольницу лидера эсеров Марии Спиридоновой в 1920 году.
Полковнику Буданову все надоело. Он решительно отказался от нового психиатрического обследования. Суд пошел ему навстречу: он ограничится анализом материалов трех уже состоявшихся экспертиз. Подсудимый громко признается в убийстве и требует, чтобы приговор был вынесен как можно скорее. Но политический туман вокруг простого уголовного дела никак не рассеивается. Это межеумочное состояние может продлиться еще долго.
Герой контртеррористической операции полковник Юрий Буданов будет сидеть вечно: такой вывод напрашивается после решения Верховного суда. Решения, которое устраивает всех, кроме подсудимого, - и власть, и адвокатов семьи Кунгаевых, и общество - в силу полнейшего равнодушия к этому процессу. Приговор Северо-Кавказского военного суда отменен как необоснованный.