Москва будет уважать любое решение Киева – так говорит Путин. ЕС не станет принуждать Януковича к подписанию соглашения об ассоциации – так высказываются Баррозу и Ван Ромпей. Со стороны поглядеть, в дискуссиях вокруг будущего Украины торжествует какая-то неслыханная толерантность.
Майдан 2013 года тоже сильно отличается от того Майдана, который действовал по принципу "мы здесь власть" и свою власть отстоял. То есть, конечно, демонстранты требуют освобождения Юлии Тимошенко, Януковича называют "предателем", но речь идет преимущественно о европейском выборе. И если предатель одумается, то люди скорее всего с площади уйдут. Хотя одумается он вряд ли.
Ровно девять лет назад все было по-другому.
Путин в течение короткого времени трижды навещал Украину с пастырскими визитами, мягко напоминая громадянам о нерушимости вековой дружбы. Кремлевские труженики плаща и пиара, обосновавшись на Крещатике в Российском доме, в ходе бесчисленных пресс-конференций жестко вербовали целевую аудиторию. Так, Павловский призывал украинцев "не сопротивляться неизбежному" и проголосовать как надо Москве, а после громко сетовал, что революции вовремя "не дали в морду". Перманентно взволнованный Марков пугал слушателей почти неизбежной, по его словам, гражданской войной, провоцируя эту войну изо всех сил. На российских гостелеканалах Ющенко аттестовали "ставленником ЦРУ" и даже "фашистом". Труженики Главной военной прокуратуры приглашали Юлию Тимошенко в Москву на допрос.
Собирательный Запад, работая на контрасте, агитпропом не увлекался, но изо всех сил поддерживал оппозицию. Благо было кого поддерживать. Только что прошли выборы, и кандидат в президенты Виктор Ющенко, вопреки официальным подсчетам, не выглядел проигравшим. Граждане, наслушавшись московских гостей и наглядевшись на Януковича, которого Путин уже безостановочно поздравлял со славной победой, вышли на площадь. И не ушли оттуда до тех пор, пока не увидели на трибуне тандем победителей: Ющенко и Тимошенко.
Сегодня Украина никого не выбирает, и это главное отличие Майдана-2013 от Майдана-2004. Хуже того. Осточертевший Янукович давно уже избран, законно отправить его на свалку истории можно лишь через два года, а в стане оппозиции нет ни одного лидера, который по уровню электоральной поддержки мог бы сравниться с Ющенко образца 2004 года. Сам Виктор Андреевич, упустивший все данные судьбой шансы, уже на свалке. Леди Ю в тюрьме.
Отсюда и толерантность.
И покуда Виктор Федорович занят своими биографически характерными делами, то есть разводит пацанов на бабки, пытаясь подороже продать нерушимое братство с Россией или сближение с ЕС, в Москве и в Брюсселе выступают с заявлениями, которые можно даже назвать примирительными. Путин в Италии вслух подсчитывает украинские долги, выходит 30 миллиардов долларов, и когда президент РФ, торжествуя, называет цифру, в глубине души он, должно быть, содрогается: а стоит ли Янукович таких денег? А когда европейские лидеры, осознав масштабы запросов Киева к Брюсселю, оценивают сложившуюся ситуацию, то наверняка задумываются на схожую тему: нужна ли им Украина с этим вот Януковичем, прямо сейчас? Не лучше ли и впрямь подождать – до 2015 года? Может, опять поработать на контрасте, как девять лет назад? Ну да, оппозиция слаба, но "проффесор" все делает для того, чтобы она стала реальной силой.
Ибо политика – это не только символические победы, которые, конечно же, необычайно важны. Это еще и деньги, которые в нестабильные времена стоят все дороже. И если за одну только Тимошенко Янукович пару лет назад требовал от Меркель выкуп в размере 7 миллиардов долларов, то как же возрастут его аппетиты, когда Украина начнет всерьез сближаться с Европой?
Главная-то проблема заключается в том, что сближаться придется непосредственно с ним, с Виктором Федоровичем, для которого что европейский выбор, что нерушимое братство – слова пустые и даже непонятные. Он, мягко говоря, не романтик. Он попросту, без затей вместе со своей семьей и прихлебателями годами уже приватизирует украинскую собственность, а теперь, накануне саммита, доведя страну до ручки, остро заинтересовался новыми кредитами – от РФ, ЕС, МВФ...
И тут сам собой напрашивается вопрос: а может, и впрямь сдать его на время Владимиру Владимировичу? Вместе с его долгами, его страхами и Второй Оранжевой революцией, которая понемногу набирает скорость, расставляя палатки на Европейской площади? Может, и вправду оставить его наедине с Путиным, гостелеканалами РФ, которые уже вовсю отрабатывают свой хлеб, – и соотечественниками, чья ненависть крепнет день ото дня? Выгода двойная: не надо ни платить за интеграцию, точно зная, что деньги он возьмет, а потом кинет, ни вести утомительные бессмысленные переговоры.
Надо лишь запастись терпением и подождать, пока эпоха Януковича, это затянувшееся недоразумение на украинской земле, не кончится сама собой, подбадриваемая Майданом. А что касается европейского выбора, то страна по-настоящему осознает его как жизненную необходимость именно в эти дни. Когда выбор украден, словно шапка какая-нибудь, притыренная уголовной шпаной.
На самом деле Путин Украину потерял - потому что люди будут связывать крушение своих надежд не только с Януковичем, но и с Россией. И не нужно тешить себя надеждой, что на российские деньги украинцы начнут жить лучше - потому что на российские деньги не удается жить лучше даже самим россиянам. Да и разворуют банально эти деньги.
Каждый украинский президент вертелся, вертелся, а Янукович так и вовсе довертелся – ресурсов нет, денег нет, что дальше делать, не знает – одна Тимошенко есть, и неясно, за сколько ее можно продать, и кому, и выгодно ли это будет. А потому ему приходится вертеться все сильнее и сильнее, сильнее и сильнее. Да не вертись ты, Витя, остановись уже, скажи - чего хочешь?
С тех пор как Советский Союз уступил место невразумительным интеграционным проектам, каждая встреча хозяев постсоветского пространства становится поводом для широковещательных обещаний. Сейчас, когда Евразийский союз и в самом деле может вот-вот возникнуть, к перспективам его функционирования можно относиться разве что саркастически.
Вот как этот самый Янукович оказался Мазепой? Почему они там все Мазепы? Мы их спонсируем, газируем, доверили им самое дорогое, что у нас есть окромя "Газпрома" и "Роснефти", - Черноморский флот. А они норовят улизнуть при каждом удобном случае. И все туда же, все к тому же шведскому Карлу – в один с ним союз. Будто и не было никакой Полтавы.